За тем, чтобы москвичи не путались в тысячах новых и старых топонимов, следит особое подразделение экспертов-аналитиков
В Москве более пяти тысяч улиц, переулков и набережных, и год от года их становится только больше: в городе активно строят новые кварталы, дороги и транспортные объекты. У каждой новой улицы или остановки должно появиться свое название — не просто уникальное, но и логичное.
Для этого необходимо тщательно анализировать и систематизировать большие объемы информации. Этим занимаются эксперты Аналитического центра Москвы. Они рассказали mos.ru, как классифицируют столичные топонимы и откуда на карте города берутся новые названия.
Чтобы не заблудиться
Основная задача тех, кто следит за московскими топонимами, — исключить появление двойников и нестыковок. В одном городе не может быть одноименных улиц — это сильно усложнит жизнь. Можно не просто не дождаться почты, но и отправить не туда экстренные службы. Тем не менее неувязки случаются — например, когда территория города расширяется и в его состав входят другие населенные пункты, где уже есть улицы с аналогичными названиями.
В 2012 году при расширении Москвы, чтобы избежать масштабных переименований и связанных с этим неудобств, было решено на новых территориях сохранить старые названия улиц. При этом к адресу стали добавлять название города или поселения. В результате официальный адрес в ТиНАО может выглядеть так: Москва, город Троицк, Сиреневый бульвар. Сиреневый бульвар есть также и на востоке столицы.
Чтобы избежать двойников, топонимические данные тщательно упорядочивают и сводят в единые классификаторы. В Москве таких классификаторов четыре. В них собрана вся информация об улицах, территориях и муниципальных образованиях.
«Только в прошлом году в Москве 69 улиц получили названия, в этом году — еще 20. За каждым таким решением стоит череда сложных и длительных процедур: это и согласование с жителями, и утверждение Городской межведомственной комиссией по наименованию территориальных единиц названий улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы, и — в отдельных случаях — обращения в профильные ведомства, вплоть до федеральных», — рассказал генеральный директор Аналитического центра Москвы Максим Иванов.
Специалисты центра вносят в реестр информацию о появлении новых улиц или станций метро или о переименовании старых. Чтобы это произошло, должно выйти специальное решение Правительства Москвы или постановление руководства городского округа. Аналитический центр хранит историю изменений каждого пункта и занимается исправлением неточностей, которые периодически встречаются.
Чье имя на табличке
Процесс присвоения названий городским объектам трудоемкий, длительный и с массой нюансов. Например, чтобы назвать улицу в честь какого-то человека, должно пройти минимум 10 лет с момента его смерти. Кроме того, каждая идея проходит обязательное согласование межведомственной комиссии, которая определяет, насколько это целесообразно в конкретном районе и округе.
В 2018 году город принимал решение о том, как назвать безымянные улицы и проезды на территории бывшего завода имени Лихачева (ЗИЛ). В итоге часть из них получила имена основателей предприятия. В Москве появился проспект Ивана Лихачева — организатора отечественной автомобильной промышленности, который 25 лет руководил заводом. Улица Братьев Рябушинских получила название в честь основателей автомобильного завода АМО (ЗИЛ), а Зиловский бульвар — в честь самого автозавода. Там, где раньше собирали автомобили, в будущем возведут московский филиал Эрмитажа. В связи с этим часть улиц, расположенных в районе, решили назвать именами русских авангардистов: Петра Кончаловского, Ильи Чашника, Николая Суетина, Михаила Ларионова и других.
Фото Е. Самарина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Здесь же, на юге города, в этом году появилась площадь Валерия Харламова — в память о легендарном хоккеисте. Она расположена недалеко от музея хоккейной славы на Автозаводской улице. И это не единственный легендарный спортсмен, чье имя увековечено на карте столицы. В 2018 году появилась улица в честь знаменитого баскетбольного тренера Александра Гомельского. Под его руководством клуб ЦСКА 16 раз становился чемпионом страны, а сборная СССР побеждала на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Улица Александра Гомельского находится рядом с комплексом ЦСКА неподалеку от Ленинградского проспекта.
А в центре города теперь есть площадь Чайковского — вдоль Садового кольца между Поварской и Большой Никитской улицами. Рядом находится культурный центр имени композитора.
Иркутская на востоке, Беломорская — на севере
Довольно много улиц носят название городов России и стран бывшего СССР, они также не могут выбиваться из исторически сложившейся топонимической системы. Их размещают не произвольно, а в соответствии с реальным географическим положением города-прототипа. Скажем, Иркутская улица может располагаться только на востоке столицы, а Беломорская — на севере.
Если, например, выступить с инициативой переименовать Осенний бульвар в Элистинский, то предложение отклонят. Логика проста: бульвар находится в Западном округе, а Элиста — город южный. Поэтому если в Москве когда-нибудь и появится улица в честь столицы Калмыкии, то только на юге города.
В московской топонимике можно найти немало таких примеров. Например, есть почти четыре десятка улиц, названных в честь крымских городов, а еще художников, писателей, моряков и других знаменитых уроженцев полуострова. Большинство из них, конечно, в ЮАО — там находятся Симферопольское шоссе, Симферопольский и Черноморский бульвары, Севастопольский, Балаклавский и Нахимовский проспекты, Артековская, Коктебельская, Феодосийская и Джанкойская улицы.
Назад, к истокам
Еще одно важное требование к топониму — он должен обозначать факты исторического развития района. Например, Карачаровской могли назвать улицу только в Нижегородском районе, поскольку именно там с XVI века и до 1930-х годов существовало село Карачарово.
Этим летом на карте Москвы появился сквер Героев-Нефтяников. Логично, что находится он недалеко от Московского нефтеперерабатывающего завода — вблизи 1-го Капотнинского проезда в 2-м квартале Капотни. Сквером Московских Энергетиков по тому же принципу назвали зеленую зону перед центральным офисом ПАО «Россети Московский регион» (бывший МОЭСК) на улице Вавилова.
Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Иногда новые улицы помогают вернуть на карту исчезнувшие исторические топонимы. Недавно проезду в Хорошевском районе присвоили наименование «улица Военное Поле». В XIX веке на этом месте находилось Военное поле для учений войск и стрельбы. Рядом, на Ходынском поле, располагались военные лагеря, в конце столетия — Николаевские казармы, а в XX веке — Октябрьские казармы.
Безымянный проезд между проспектом Академика Сахарова и Орликовом переулком назвали Домниковским переулком. В этом районе до 1962 года находилась Домниковская улица, которую позже переименовали в улицу Маши Порываевой. В Капотне появился Весловский проезд — его название связано с лесным урочищем Веслово, оно же Михалево болото. А в Ново-Переделкине теперь есть Бархатный переулок: в 1830-е годы тут работала ковровая фабрика купца Епанешникова, на которой выпускали «бархатные ковры из шпанской и русской шерсти».
Кроме того, название улицы должно соответствовать особенностям ее ландшафта. Подъемной может называться только улица с перепадом высот — называть такую улицу Равнинной было бы странно.
Информация на вывесках и указателях в последние годы дублируется латиницей. За тем, чтобы каждое кириллическое название было транслитерировано в четком соответствии с ГОСТом, также следят в Аналитическом центре. Для единообразия эксперты выбрали английскую транслитерацию, а не французскую или какую-либо другую.
Таким образом, задача Аналитического центра Москвы состоит в том, чтобы все московские информационные системы могли говорить на одном языке, а язык этот не имел ошибок и соответствовал всем принятым нормам.