Благодаря обучающим программам учащиеся могут без производственного риска повысить уровень своих компетенций
С сентября 2021 года столичные студенты могут проходить производственную практику с помощью технологий виртуальной реальности. Такие программы разработали сотрудники Московского государственного образовательного комплекса (МГОК).
Одна из базовых кафедр МГОК расположена в особой экономической зоне «Технополис “Москва”», подведомственной столичному Департаменту инвестиционной и промышленной политики. В ОЭЗ работают около 200 высокотехнологичных предприятий, на которых студенты МГОК имеют возможность проходить практику, изучая производство микроэлектроники, современных материалов, оптики, электронной аппаратуры, а также другой промышленной продукции.
Но для начала учащиеся погружаются в производственные процессы при помощи VR-технологий. Преимущество виртуального обучения — в его безопасности. Будущие токари, к примеру, не поранятся при работе со станком, но подготовятся к следующему этапу практики, уже в реальном цехе. К концу прошлого года виртуальную стажировку прошли 40 учащихся столичных вузов, а в феврале 2022-го по инновационным программам занимались уже более 100 молодых специалистов.
О том, как проходит VR-обучение, разрешается ли проливать в виртуальной реальности реактивы и что можно изготовить на компьютерном фрезерном станке, — в материале mos.ru.
Как в компьютерной игре
"У многих виртуальная реальность — VR — ассоциируется с компьютерными играми. Поэтому наши программы — симуляции производств — тоже воспринимаются старшеклассниками и студентами как интерактивные аттракционы. Благодаря этому им интересно заниматься, ребятам нравится, что слышны реальные звуки заводской аппаратуры, можно переставлять предметы, изготавливать детали. Если учащийся вдруг совершит ошибку, он увидит, насколько она критична и что произойдет, если сделать подобное в реальности", - рассказывает программист и специалист по защите информации МГОК Кирилл Рунасов.
В застекленном кабинете VR установлены мониторы. Наготове шлемы, датчики движения, окулусы — специальные джойстики, соединенные с очками виртуальной реальности, которые помогают двигать виртуальные предметы. Студенты могут практиковаться по четырем направлениям: фрезерным и токарным работам, термопластавтомату (литье деталей под давлением), геномной инженерии (технологии выделения генов из организма) и промышленным биотехнологиям (изготовление питательной среды для размножения микроорганизмов).
«Некоторые наши разработки, например симуляторы в области геномной инженерии и промышленных биотехнологий, мы используем не только для практики будущих специалистов, но и для подготовки к чемпионату WorldSkills Russia», — уточняет эксперт.
Не пролить ни капли
"Когда студент подключен к программе, он полностью внутри, видит вокруг себя только то, что на экране. Есть риск натолкнуться на других учащихся, которые стажируются у соседних дисплеев. Поэтому шлемы оснащены специальными датчиками: как только приближаешься к рядом стоящим людям, автоматически выходишь из виртуальной лаборатории и возвращаешься в реальность," - рассказывает сотрудник МГОК Максим Лукьянин.
На дисплее тем временем появляется бутыль со спиртом — им нужно обработать руки. Затем предстоит стерилизовать пузырек, взвесить его на специальных весах и распечатать результат на виртуальном принтере. Следующая задача практиканта — на 80 процентов заполнить емкость водным раствором для инъекций. Все эти манипуляции необходимы, чтобы будущий лаборант научился правильно рассчитывать ингредиенты.
Максим делает движение руками в воздухе так, будто и вправду переставляет пробирки.
«Все выглядит реально. И если неаккуратно взять пробирку, то ее содержимое прольется. Это значит, что данное вещество у нас в лаборатории закончилось и взять его негде. Остается только перезагрузить программу и начать сначала», — поясняет Максим.
Виртуальная фрезеровка
Вторая VR-программа, которую демонстрируют ребята, — фрезерные и токарные работы. Кирилл Рунасов подходит к монитору, надевает наушники и защитные очки, словно всерьез собирается вытачивать детали на станке: в виртуальном цехе точно так же, как и настоящем, он слышит шум работающих приборов и видит искрящийся нагретый металл.«Моя задача — просверлить отверстие в цилиндрической заготовке. Сейчас я подниму рычаг и включу станок, — комментирует Кирилл. — Теперь на виртуальном мониторе я выбираю скорость вращения шпинделя — устройства, на котором закреплена наша заготовка. Далее на пульте управления запускаем сверло. Можем установить плавность сверления. Также, если мы сверлили по чертежу, необходимо сверить диаметр полученного отверстия с тем, что планировался. Это делается на виртуальном мониторе станка».
Когда металлическая болванка наконец просверлена, Кирилл осторожно вынимает ее и виртуально крутит в виртуальных руках. Получилось ровно — задание успешно выполнено. Теперь нужно обесточить станок.
«Помимо того что студенты благодаря VR научатся работать с заводской техникой, например, они точно не нанесут себе увечий. Если кто-то слишком близко поднесет руку к режущей части станка, включится предупреждающий сигнал. Так будущие токари-фрезеровщики поймут, какое расстояние считать опасным», — добавляет Кирилл.
По его словам, четыре VR-программы — это не предел. Специалисты МГОК планируют разработать платформу для обучения медиков, которая позволит проводить операции на виртуальных пациентах.